glazДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ Сайт отвечает требованиям статьи ФЗ "Об образовании в РФ"

Вы находитесь здесь: Главная В помощь педагогам дополнительного образования Примерные требования к программам дополнительного образования детей

Кружки, клубы, студии, секции, открытые в 2017-2018 учебном году


Примерные требования к программам дополнительного образования детей

О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей
В соответствии с Комплексным планом мероприятий Минобрнауки России, подведомственных ему федеральных служб и федеральных агентств, по выполнению Программы социально-эконо­мического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2006-2008 годы) и плана действий Правительства Российской Федерации по ее реализации в 2006 году, направ­ляем примерные требования к программам дополнительного образования детей для использо­вания в практической работе (прилагаются).

Директор Департамента А.А. Левитская

Приложение к письму Департамента молодежной политики, воспитания и социальной поддержки детей Минобрнауки России от 11.12.2006 №06-1844

ПРИМЕРНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ
к программам дополнительного образования детей

Нормативно-правовой аспект
В соответствии со статьей 9 Закона Российской Федерации «Об образовании» (далее - Закон) образовательная программа определяет содержание образования определенных уровня и направленности. В системе общего образования реализуются основные и дополнительные общеобразовательные программы, направленные на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе, на создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ.
К дополнительным образовательным программам относятся образовательные программы различной направленности, реализуемые:
в общеобразовательных учреждениях и образовательных учреждениях профессионального образования за пределами определяющих их статус основных образовательных программ;
в образовательных учреждениях дополнительного образования детей, где они являются основными (Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 7 марта 1995 г. № 233), и в иных учреждениях, имеющих соответствующие лицензии (ст. 26, п. 2).

 

Содержание дополнительных образовательных программ
Пунктом 5 статьи 14 Закона установлено, что содержание образования в конкретном образовательном учреждении определяется образовательной программой (образовательными программами), разрабатываемой, принимаемой и реализуемой этим образовательным учреждением самостоятельно.
Содержание образования является одним из факторов экономического и социального прогресса общества и должно быть ориентировано на:

  • обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации;
  • формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы (ступени обучения) картины мира;
  • интеграцию личности в национальную и мировую культуру;
  • формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества;
  • воспроизводство и развитие кадрового потенциала общества.

Ответственность за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом и графиком учебного процесса, качество образования своих выпускников несет образовательное учреждение в установленном законодательством Российской Федерации порядке, согласно пункту 3 статьи 32 Закона.

Целями и задачами дополнительных образовательных программ, в первую очередь, является обеспечение обучения, воспитания, развития детей. В связи с чем, содержание дополнительных образовательных программ должно:

соответствовать:

  • достижениям мировой культуры, российским традициям, культурно-национальным особенностям регионов;
  • соответствующему уровню образования (дошкольному, начальному общему, основному общему, среднему (полному) общему образованию);
  • направленностям дополнительных образовательных программ (научно-технической, спортивно-технической, художественной, физкультурно-спортивной, туристско-краеведческой, эколого-биологической,военно-патриотической,социально-педагогической, социально-экономической, естественно-научной);
  • современным образовательным технологиям, отраженным в принципах обучения (индивидуальности, доступности, преемственности, результативности);
  • формах и методах обучения (активных методах дистанционного обучения, дифференцированного обучения, занятиях, конкурсах, соревнованиях, экскурсиях, походах и т. д.);
  • методах контроля и управления образовательным процессом(анализе результатов деятельности детей); средствах обучения (перечне необходимого оборудования, инструментов и материалов в расчете на каждого обучающегося в объединении).

быть направлено на:

  • создание условий для развития личности ребенка;
  • развитие мотивации личности ребенка к познанию и творчеству;
  • обеспечение эмоционального благополучия ребенка;
  • приобщение обучающихся к общечеловеческим ценностям;
  • профилактику асоциального поведения;
  • создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, его интеграции в системе мировой и отечественной культур;
  • целостность процесса психического и физического, умственного и духовного развития личности ребенка;
  • укрепление психического и физического здоровья детей;
  • взаимодействие педагога дополнительного образования с семьей.

Структура программы дополнительного образования детей.
Программа дополнительного образования детей, как правило, включает следующие структурные элементы:

  1. Титульный лист.
  2. Пояснительную записку.
  3. Учебно-тематический план.
  4. Содержание изучаемого курса.
  5. Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы.
  6. Список литературы.

Оформление и содержание структурных элементов программы дополнительного образования детей.

  1. На титульном листе рекомендуется указывать:
    • наименование образовательного учреждения;
    • где, когда и кем утверждена дополнительная образовательная программа название дополнительной образовательной программы;
    • возраст детей, на которых рассчитана дополнительная образовательная программа;
    • срок реализации дополнительной образовательной программы;
    • Ф. И.О., должность автора (авторов) дополнительной образовательной программы;
    • название города, населенного пункта, в котором реализуется дополнительная образовательная программа;
    • год разработки дополнительной образовательной программы.
  2. В пояснительной записке дополнительной образовательной программы детей следует раскрыть:
    • направленность дополнительной образовательной программы;
    • новизну, актуальность, педагогическую целесообразность;
    • цель и задачи дополнительной образовательной программы;
    • отличительные особенности данной образовательной программы от уже существующих программ;
    • возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы;
    • сроки реализации дополнительной образовательной (продолжительность образовательного процесса, этапы);
    • формы и режим занятий;
    • ожидаемые результаты и способы определения их результативности;
    • формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы (выставки, фестивали, соревнования, учебно-исследовательские конференции и т. д.).
  3. Учебно-тематический план дополнительной образовательной программы может содержать:
    • перечень разделов, тем;
    • количество часов по каждой теме с разбивкой на теоретические и практические виды занятий.
  4. Содержание программы дополнительного образования детей возможно отразить через краткое описание тем (теоретических и практических видов занятий).
  5. Методическое обеспечение программы дополнительного образования детей
    • обеспечение программы методическими видами продукции (разработки игр, бесед, экскурсий, конкурсов, конференций и т.д.);
    • рекомендации по проведению лабораторных и практических работ, по постановке экспериментов или опытов и т.д.;
    • дидактический и лекционный материалы, методики по исследовательской работе, тематика опытнической или исследовательской работы и.т.д.
  6. Список используемой литературы
 

Список всех статей на сайте

mchs

Электронный Волгоград 2012

minobrnauki