glazДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ Сайт отвечает требованиям статьи ФЗ "Об образовании в РФ"

Вы находитесь здесь: Главная Полезная информация для родителей Детская агрессия

Кружки, клубы, студии, секции, открытые в 2017-2018 учебном году


Детская агрессия

detskaya agressiyaПовышенная агрессивность детей является одной из наиболее частых проблем в детском коллективе.

Те или иные формы агрессии характерны для большинства дошкольников.

Практически все дети:

  • ссорятся,
  • дерутся,
  • обзываются и пр.

Обычно с усвоением правил и норм поведения эти непосредственные проявления детской агрессивности уступают место просоциальным формам поведения. Однако у определённой категории детей агрессия как устойчивая форма поведения не только сохраняется, но и развивается, трансформируясь в устойчивое качество личности.

В итоге

  • снижается продуктивный потенциал ребёнка,
  • сужаются возможности полноценного общения,
  • деформируется его личностное развитие.

Агрессивный ребёнок приносит массу проблем не только окружающим, но и самому себе

В последние годы научный интерес к проблемам детской агрессивности существенно возрос. Учёными разных направлений предлагаются различные подходы к определению сущности агрессивного поведения, его психологических механизмов. При всём многообразии трактовок этого явления, агрессивность в общих чертах понимается как целенаправленное нанесение физического или психического ущерба другому лицу.

В психологических исследованиях выявляется и описывается уровень агрессивного поведения и влияющие на него факторы.
Среди этих факторов обычно выделяются

  • особенности семейного воспитания,
  • образцы агрессивного поведения, которые ребёнок наблюдает на телеэкране или со стороны сверстников,
  • уровень эмоционального напряжения и фрустрации и пр.

Однако, очевидно, что все эти факторы вызывают агрессивное поведение далеко не у всех детей, а только у определённой части

В одной и той же семье, в сходных условиях воспитания вырастают разные по степени агрессивности дети. Исследования и многолетние наблюдения показывают, что агрессивность, сложившаяся в детстве, остаётся устойчивой чертой и сохраняется на протяжении дальнейшей жизни человека. Можно полагать, что уже в дошкольном возрасте складываются определённые внутренние предпосылки, способствующие проявлению агрессивности, что дети, склонные к насилию, существенно отличаются от своих миролюбивых сверстников не только по внешнему поведению, но и по своим психологическим характеристикам.

Чтобы выявить психологические особенности, отличающие агрессивных детей, необходимо сопоставить их с теми же характеристиками дошкольников, не проявляющих склонности к агрессии.

Агрессивное поведение уже в дошкольном возрасте принимает разнообразные формы. В психологии принято выделять вербальную и физическую агрессию, каждая из которых может иметь прямые и косвенные формы.

Наблюдения показывают, что все эти формы агрессивности существуют уже в группе детского сада. Остановимся на краткой характеристике разных видов агрессии в дошкольном возрасте.

Вербальная агрессия

  1. Вербальная агрессияКосвенная вербальная агрессия направлена на обвинение или угрозы сверстнику, которые осуществляются в различных высказываниях.
    В дошкольном возрасте это могут быть:
    • жалобы («А Вова меня стукнул», «А Чумариков постель не убрал»);
    • демонстративный крик, направленный на устранение сверстника («Уходи, надоел», «Не мешай»);
    • агрессивные фантазии («Если не будешь слушаться, к тебе придёт милиционер и посадит в тюрьму»; «Я тебя догоню, покусаю, посажу на самолёт и отправлю на высокую гору, и будешь там сидеть один»).
  2. Прямая вербальная агрессия представляет собой оскорбления и вербальные формы унижения другого.

    Традиционными «детскими» формами прямой вербальной агрессии являются:
    • дразнилки «Ябеда - карябеда», «Поросёнок», «Жора - обжора»;
    • оскорбления – «Жир - трес», «Урод», «Дебил»

Физическая агрессия

  1. Физическая агрессияКосвенная физическая агрессиянаправлена на принесение какого-либо материального ущерба другому через непосредственные физические действия. В дошкольном возрасте это могут быть:
    • разрушение продуктов деятельности другого (один ребёнок разломал постройку из кубиков другого, или девочка замазала красками рисунок своей подруги);
    • уничтожение или порча чужих вещей (мальчик наносит удары по столу товарища и улыбается при виде его возмущения; или ребёнок силой бросает на пол чужую машинку и с удовлетворением наблюдает ужас и слёзы её владельца).
  2. Прямая физическая агрессия представляет собой непосредственное нападение на другого и нанесение ему физической боли и унижение. Она может принимать символическую и реальную форму.

    Символическая агрессия представляет собой угрозы и запугивание (один ребёнок показывает кулак другому, или пугает его)
    Прямая агрессия - непосредственное физическое нападение (драка), которая у детей может включать укусы, царапанье, хватание за волосы, использование в качестве «оружия» палок,
    кубиков и пр.

    Наиболее часто у детей наблюдается прямая и косвенная вербальная агрессия – от жалоб и агрессивных фантази («Позову бандитов, они тебя побьют и завяжут») до прямых оскорблений («Толстуха», «Дурак», «Ябеда и нытик»).

Физическая агрессияУ некоторых детей встречаются случаи физической агрессии – как косвенной (разрушение продуктов деятельности другого, поломка чужих игрушек и пр.) так и прямой ( дети бьют сверстников кулаком или палкой по голове, кусаются, и т.п.)

Об агрессивности нельзя судить лишь по её внешним проявлениям, необходимо знать её мотивы и сопутствующие ей переживания. Очевидно, что каждый агрессивный акт имеет определённый повод и осуществляется в конкретной ситуации.

 

Среди ситуаций, провоцирующих агрессивность детей, выделяются следующие мотивы и цели.

  • Привлечение к себе внимания сверстников: Мальчик вырывает книгу у девочки, и разбрасывает игрушки и начинает громко лаять, изображая злую собаку, чем, естественно, привлекает к себе внимание;
  • Ущемление достоинств другого с целью подчеркнуть своё превосходство: Заметив, что партнёр расстроился из-за того, что у него не хватает деталей, мальчик кричит: «Ха-ха-ха, так тебе и надо, у тебя ничего не получится, ты плакса и нытик»;
  • Защита и месть: В ответ на «нападение» или насильственное изъятие игрушки дети отвечают яркими вспышками агрессии;
  • Стремление быть главным: Например: после неудачной попытки занять первое место в строе, мальчик отталкивает опередившего его друга, хватает за волосы и пытается стукнуть головой о стену;
  • Стремление получить желанный предмет: Чтобы обладать нужной игрушкой некоторые дети прибегали к прямому насилию над сверстниками.

Максимальное удовлетворение некоторые дети получают при получении желанной цели – будь то внимание сверстников или привлекательная игрушка – после чего агрессивные действия прекращаются. Таким образом, в большинстве случаев агрессивные действия детей имеют инструментальный или реактивный характер.

У отдельных детей наблюдаются агрессивные действия, не имеющие какой-либо цели и направленные исключительно на причинение вреда другому.
Например:
Мальчик толкает девочку в бассейн и смеётся над её слезами. Или девочка прячет тапочки своей подруги и с удовольствием наблюдает за её переживаниями.
Физическая боль или унижение сверстника вызывают у этих детей удовлетворение, а агрессия выступала при этом как самоцель. Такое поведение может свидетельствовать о склонности ребёнка к враждебности и жестокости, что естественно вызывает особую тревогу.

Психологические особенности детей, сколонных к агрессии

  1. Высокая частота агрессивных действий – в течение часа наблюдений они демонстрируют не менее 4 актов, направленных на причинение вреда сверстникам, в то время как у других детей отмечается не более одного;
  2. Преобладание прямой физической агрессии – если у большинства дошкольников чаще всего наблюдается вербальная агрессия, то эти дети часто используют прямое физическое насилие;
  3. Наличие враждебных агрессивных действий, направленных не на достижение какой-либо цели (как у остальных дошкольников) а на физическую боль или страдание сверстников.

В соответствии с этими признаками можно выделить группу дошкольников с повышенной агрессивностью. Обычно их число составляет от 15 до 30 % от общего числа членов группы.

Агрессивный ребёнок имеет предвзятое мнение о том, что поступками окружающих руководит враждебность, они приписывают другим враждебные намерения и пренебрежение к себе.
Такое приписывание враждебности проявляется в следующем:

  • в представлениях о своей недооцененности со стороны сверстников;
  • в приписывании агрессивных намерений при решении конфликтных ситуаций;
  • в реальном взаимодействии детей, где они постоянно ждут нападения или «подвоха» со стороны партнёра.

Всё это говорит о том, что главные проблемы агрессивных детей лежат в сфере отношений со сверстниками.

Индивидуальные варианты детской агрессивности

Среди агрессивных детей отчётливо выделяются три группы, которые различаются:

  1. по внешним поведенческим проявлениям агрессивности (по частоте и степени жестокости агрессивных действий;
  2. по своим психологическим характеристикам (уровню интеллекта, произвольности)
  3. по уровню развития развитию игровой деятельности;
  4. по своему социальному статусу в группе сверстников.

Остановимся на описании этих типов

Первую группу составляют дети, которые чаще всего используют агрессию как средство привлечения внимания сверстников. Они, как правило, чрезвычайно ярко выражают свои агрессивные эмоции (кричат, громко ругаются, разбрасывают вещи); их поведение направлено на получение эмоционального отклика от других. Такие дети активно стремятся к контактам со сверстниками; получив внимание партнёров, они успокаиваются и прекращают свои вызывающие действия. По словам сверстников, такие дети «Всё ломают», «Всегда мешают», «Никого не слушают».

Такие дети обычно игнорируют нормы и правила поведения (как в игре, так и вне игры), ведут себя очень шумно, демонстративно обижаются, кричат, однако, их эмоции носят поверхностный характер и быстро переходят в более спокойные состояния. Все эти данные позволяют предположить, что в данном случае мы имеем дело с некоторым отставанием в общем психическом развитии ребёнка. Этот вариант детской агрессивности можно назвать импульсивно-демонстративным, поскольку главная задача ребёнка здесь – продемонстрировать себя, обратить на себя внимание.

Физическая агрессияВторую группу составляют дети, которые используют агрессию в основном как норму поведения в общении со сверстниками. У этих детей агрессивные действия выступают как средство достижения какой-либо конкретной цели – нужного им предмета, или ведущей роли в игре, или выигрыша у своих партнёров. Об этом свидетельствует в частности тот факт, что положительные эмоции они испытывают после достижения результата, а не в момент агрессивных действий. Деятельность этих детей отличается целенаправленностью и самостоятельностью. При этом в любой деятельности они стремятся к лидирующим позициям, подчиняя и подавляя других. В отличие от предыдущей группы, они не стремятся привлечь к себе внимание сверстников. Как правило, эти дети пользуются популярностью в группе сверстников, а некоторые выходят на положение «лидеров». Среди всех форм агрессивного поведения, у них чаще всего встречается прямая физическая агрессия, которая, впрочем, не отличается особой жестокостью. В конфликтных ситуациях они игнорируют переживания и обиды сверстников, ориентируясь исключительно на собственные желания.
Дети этой группы хорошо знают и на словах принимают нормы и правила поведения, но постоянно нарушают их. Нарушая правила, они оправдывают себя и обвиняют своих товарищей, стремясь избежать негативной оценки взрослого: «Он первый начал», «Он сам лезет, я не виноват». Положительная оценка взрослого, несомненно, важна для них. В то же время они как бы не замечают собственной агрессивности; их способ действия представляется им привычным, нормальным и единственно возможным средством достижения своей цели. Например, выталкивая с лошадки товарища, мальчик заявляет: «А что же мне делать, я тоже хочу играть, а он мне мешает». Данный вид агрессивности детей можно назвать нормативно - инструментальным.

В третью группу входят дети, для которых нанесение вреда другому выступает как самоцель. Их агрессивные действия не имеют какой-либо видимой цели – ни для окружающих, ни для них самих. Они испытывают удовольствие от самих действий, приносящих боль и унижение сверстникам. Дети данного типа используют в основном прямую агрессию, при чём более половины всех агрессивных актов составляет прямая физическая агрессия. Их действия отличаются особой жестокостью и хладнокровием. Например, безо всякой видимой причины ребёнок хватает другого за волосы и бьёт головой об стену, или толкает с лестницы и со спокойной улыбкой наблюдает крики и слёзы своей жертвы. Обычно такие дети выбирают для своих агрессивных действий одну - две постоянных жертвы – более слабых детей, не способных ответить тем же. Чувства вины или раскаяния при этом совершенно отсутствует. Нормы и правила поведения открыто игнорируются. На упрёки и осуждение взрослых они отвечают: «Ну и что!», «И пусть ему больно», «Что хочу, то и делаю». Отрицательные оценки окружающих не принимаются в расчёт. Для таких детей особенно характерна мстительность и злопамятность: они долго помнят любые мелкие обиды и пока не отомстят обидчику, не могут переключиться на другую деятельность. Самые нейтральные ситуации они рассматривают как угрозу и посягательство на свои права.
Этот вид детской агрессивности можно назвать целенаправленно-враждебным.

В дошкольном возрасте ещё не поздно предпринять своевременные меры, для преодоления агрессии. Эти меры должны быть направлены

  • не на безопасный выход агрессии (эмоциональная разрядка)
  • не на повышение самооценки
  • не на развитие коммуникативных навыков или игровой деятельности,

А на преодоление внутренней изоляции, на формирование способности видеть и понимать других.
Такие традиционные формы воздействия как убеждения и объяснения, приведение положительных примеров и призывы не обижать других оказываются малоэффективны при работе с агрессивными дошкольниками. Они и так знают, что хорошо, а что плохо, а сверстник, которого приводят в качестве образца, может вызвать только неприязнь со стороны ребёнка.

Необходимо отказаться также от соревновательного начала в играх и занятиях. Всевозможные конкурсы, игры-соревнования, поединки и состязания направляют внимание ребёнка на собственные успехи, порождают ориентацию на конкурентность и противопоставленность другим. В конечном счёте, независимо от того, выигрывает ребёнок или проигрывает, это ведёт к разобщённости и отчуждённости детей.

Основной задачей должно стать формирование общности с другими, возможности видеть и понимать своих сверстников.
Главное здесь – помочь ребёнку увидеть в ровеснике не противника или конкурента, а интересного и самоценного человека, партнёра по общению и совместной деятельности.

Дата публикации: 16 Сентябрь 2011  
 

Список всех статей на сайте

mchs

Электронный Волгоград 2012

minobrnauki

Новости

Итоги районной этапной игры «Здоровая жизнь – выбор молодежи!»

Итоги районной этапной игры «Здоровая жизнь – выбор молодежи!»

26 октября 2017 г. в МОУ Центре детского творчества Красноармейского района Волгограда состоялась ежегодная районная этапная игра «Здоровая жизнь –... Подробнее

28 Октябрь 2017 Просмотров:117

Отчёты о прошедших мероприятиях Коментарии

Проведение концертной программы на Севастопольской набережной

Проведение концертной программы на Севастопольской набережной

     10 сентября 2017 года с 18.00 до 20.00 часов на Севастопольской набережной  творческими коллективами Центра детского творчества для... Подробнее

14 Сентябрь 2017 Просмотров:108

Отчёты о прошедших мероприятиях Коментарии

Праздник «День открытых дверей»

Праздник «День открытых дверей»

     1 сентября 2017г. в Центре детского творчества состоялся традиционный праздник «День открытых дверей». В этот замечательный вечер в... Подробнее

04 Сентябрь 2017 Просмотров:174

Отчёты о прошедших мероприятиях Коментарии

Проведение дискуссионной площадки в рамках районного августовского педсовета

Проведение дискуссионной площадки в рамках районного августовского педсовета

25 августа 2017г. в Центре детского творчества состоялась дискуссионная площадка «Эффективные инновационные практики в системе дополнительного образования детей» в рамках... Подробнее

29 Август 2017 Просмотров:199

От администрации Центра Коментарии

В Центре детского творчества началась запись в объединения на 2017-2018 учебный год.

В Центре детского творчества началась запись в объединения на 2017-2018 учебный год.

Родителям иметь при себе паспорт, ксерокопию свидетельства о рождении (паспорта) ребенка. Для обучающихся 7–18 лет Тренажерный зал (юноши) 13-18 лет Фитнес-клуб(девушки) 11-18 лет Спортклуб... Подробнее

13 Август 2017 Просмотров:368

От администрации Центра Коментарии

Генеральная прокуратура Российской Федерации стала соорганизатором VIII всероссийского конкурса социальной рекламы «Новый взгляд. Прокуратура против коррупции»

Генеральная прокуратура Российской Федерации стала соорганизатором VIII всероссийского конкурса социальной рекламы «Новый взгляд. Прокуратура против коррупции»

     Генеральная прокуратура Российской Федерации выступила соорганизатором VIII Всероссийского конкурса «Новый Взгляд», который ежегодно проводит Межрегиональный общественный фонд «Мир... Подробнее

19 Июль 2017 Просмотров:98

От администрации Центра Коментарии

Проведение районной игры «Мир профессий» среди воспитанников оздоровительных лагерей

Проведение районной  игры «Мир профессий» среди воспитанников оздоровительных лагерей

     26 июня 2017г. в Центре детского творчества состоялась ежегодная районная этапная игра «Мир профессий» среди воспитанников оздоровительных лагерей,... Подробнее

28 Июнь 2017 Просмотров:233

Отчёты о прошедших мероприятиях Коментарии

Концертно-игровая программа для детей с ограниченными возможностями

Концертно-игровая программа для детей с ограниченными возможностями

Наступило долгожданное лето: солнце, свежие фрукты, веселые каникулы. Это лучшее время года для детей! А в первый день июня они... Подробнее

04 Июнь 2017 Просмотров:222

Отчёты о прошедших мероприятиях Коментарии